В прошедшие выходные мы с Ярой в очередной раз просвещались, то бишь ходили в театр. После уютного особнячка Театра на Малой Бронной Театр Сатиры мне показался чересчур демократичным и брутальным - это касалось и самой обстановки, и организации, да и публики в общем-то. Было такое ощущение, что львиная часть народа пришла туда потому, что надо, а не по зову души. Но это, видимо, издержки популярности театра.
Сам же спектакль был просто очарователен. В очередной раз убедилась, что актёры старой школы - особенно неподражаемая Ольга Аросева - хороши всегда, в любой роли и любом спектакле. Я получила потрясающее удовольствие просто наблюдая за ней. Спектакль же - "Как пришить старушку" - оказался в меру комедийным, в меру слёзовыжимающим. А по большей части я бы назвала его не комедией, а притчей. Притчей об одиночестве, от которого никто не застрахован. И почему-то одинокими зачастую остаются именно те люди, которым общение и внимание близких необходимо как воздух. Странные игры судьбы. О безысходности, которая порой толкает на преступления. И о человечности, которая всё-таки может удержать человека на грани. Но не всегда успевает. Ведь в жизни редко бывает столько чудесных совпадений. И если перенести события пьесы в реальную жизнь, то конец был бы не столь прекрасен. Убить человека – это одновременно очень легко и очень трудно. Легко, потому что мы все очень хрупкие создания. Трудно, потому что одновременно со смертью жертвы что-то умирает и в её убийце, какая-то частица души просто перестаёт существовать. И человек уже никогда не сможет стать прежним. Не зря в ГП условием создания хоркруксов было убийство. Хорошо, что с героями пьесы этого не случилось. Но страшно при мысли о том, сколько судеб таким образом сломано в реальном мире. Сломано из-за жестокости общества – когда человеку, умному и талантливому, не дают работать из-за состояния здоровья. Из-за жестокости близких, когда девушка предпочитает уйти на улицу или вообще на панель, лишь бы не терпеть больше домашней тирании или молчаливой неприязни вроде бы самых дорогих и любимых людей. А самое страшное – это когда человек вообще не способен найти своё место в обществе. Ведь Сол – очень талантливый человек. Но по своему – он талантливый вор. Если следовать теории леди Эстер из акуниновского «Азазеля», время его талантов безвозвратно ушло вместе с первобытно-общинным строем. Когда умения быстро и бесшумно стащить что-то у соседнего племени почиталось за доблесть. И как первый Пентиум не нужен современному программисту, так и Сол не нужен современному обществу. А то, что больше он ничего не хочет, да и не может делать – никого не волнует.
Вообще спектакль оставил странное послевкусие. Удовольствие от постановки смешалось со странными сожалениями. Ведь в реальности не бывает всё так легко и просто. Жизнь не даёт времени передумать и посмотреть на мир другими глазами. Единственная имеющаяся балка редко окажется не несущей, падение крыши никогда не обойдётся без жертв, а в баночке со снотворным вряд ли окажется слабительное.